Становление личности

Решение проблемы кадров – одно из основных положений концепции корпоративно-общинного жизнеустройства. Корпорина должна сама растить кадры для своих предприятий, социальных учреждений, сферы обслуживания, готовить молодых людей для целевого обучения в технических и высших учебных заведениях, чтобы иметь специалистов всего спектра профессий, необходимых для развития корпорины. Причём, это должны быть специалисты проникнутые командно-корпоративным духом и творческим отношением к своему делу, к жизни.

Это объективная необходимость, иначе процесс остановится. Корпорины не могут себе позволить надеяться на то, что кто-то обеспечит их готовыми кадрами.

         Именно в такой ситуации находится современный малый бизнес. Он может только ждать когда государство начнёт «производить» рабочих и инженеров, химиков и электриков, слесарей и пекарей – всю гамму необходимых специалистов в нужном количестве и высокого качества.  Между тем, у современного общества большие проблемы с образованием. Неслучайно в разных странах периодически возникает вопрос о необходимости его реформы. По мнению классика бизнес-литературы Ч. Хэнди (Хзнди Ч. «Слон и блоха» Альпина Бизнес Букс, М. 2004) традиционное образование совершенно оторвано от реальности, а продукция его (то есть, молодые специалисты) выпускается с большим количеством брака и не соответствует требованиям компаний. Он считает, что школе надо перенять опыт крупных компаний, которые создают собственные системы корпоративного обучения. Это, как раз то, что не может позволить себе существующий малый бизнес и что может и должно быть реализовано в корпорине.       

 

         В течении последних пятнадцати лет меня не покидали мысли о проблемах образования. Постепенно они складывались в некую систему. В конце концов, я решил написать на эту тему статью. Обычно я использую этот приём для того, чтобы упорядочить мысли. Кроме того, мне хотелось поделиться своими соображениями и, может быть, обрести единомышленников. И вот недавно я вдруг понял, что корпорина –оптимальная среда для реализации этих идей.

 

Концепция становления личности и корпорина

(К вопросу о реформе образования)

Подзаголовок статьи в принципе неправильный. Эта формулировка - показатель несистемного подхода к решению проблемы. Я её привожу только для того, чтобы обозначить к какой области общественного внимания и озабоченности относится данная статья.

         В моём представлении образование - только доля триединого процесса становления личности, неотъемлемыми составными частями которого являются: развитие, воспитание и образование. Выделять какую-то одну часть из этого комплекса и пытаться её реформировать в отрыве от других его частей неправильно и неперспективно.

         Я считаю, что процесс становления личности охватывает первые 20 лет жизни, начиная с предзачаточного периода. Весь процесс делится на несколько этапов, в каждом из которых действуют свои лимитирующие факторы, обусловливающие приоритеты оптимизации процесса на данном этапе.

         Этапность всего процесса и приоритетность действий мне представляется следующим образом.

 

         Предзачаточный этап

Контроль и оптимизация психофизического состояния будущих родителей.

Психологический тренинг: осознание ответственности перед будущим ребёнком за его благополучие, достижение состояния гармонии организма.

         Беременность и роды

Оптимизация прохождения беременности и родов.

Возможно более ранняя диагностика плода.

Рекомендации беременной женщине: больше интеллектуальных, творческих занятий (классическая музыка, рисование, чтение жизнеутверждающей литературы и пр.), режим дня, правильное питание, специальная гимнастика.

Сразу после родов возможно более полная диагностика здоровья новорожденного, выявление возможных нарушений и предрасположенностей.

Разработка индивидуального плана здоровья (ИПЗ) с использованием принципов медицины насущных потребностей.[1]( Общество будущего. Человек и природа. «Введение в медицину насущных потребностей» www.vixri.ru/d/Shkopvmedicinupotrebnostej. .pdf )

         Младенческий этап - до 1 года.

Желательно, чтобы весь этот этап проходил в семье.

Реализация ИПЗ. Контроль физического и умственного развития.

Продолжение воспитательного процесса: закладка основы отношений в семье, атмосфера любви, добра и защищённости.

 


Кстати, о воспитании.

         В воспитании я считаю приоритетом развитие разумных потребностей и, прежде всего, потребности в творчестве. Может быть, это кажется сейчас утопичным, может быть, для того чтобы все оценили важность и необходимость этого, наша цивилизация должна дойти до самого края?

         Может быть, но я предлагаю уже сейчас включить разум и начинать создавать альтернативу обществу безграничного потребления. Родившиеся сейчас дети могут стать нашими посланцами в будущее и передать наши надежды на создание гармоничного мира.

         1-й малышовый этап - от 1 года до 3-х лет.

Варианты: полностью в семье или с использованием яслей.

Оба варианта при правильной организации могут обеспечить оптимальное прохождение этапа.

Реализация ИПЗ (Я на каждом этапе упоминаю ИПЗ, во-первых, чтобы подчеркнуть его значимость, во-вторых, потому что ИПЗ на каждом этапе корректируется).

Развивающие игры, систематические физические упражнения. Приучение ребёнка к оптимальной позе тела - как можно реже допускать сидячую позу.

После еды моцион (спокойная ходьба, уборка со стола, мытьё посуды и пр.) не менее 30 минут.

Игры на полу лёжа на животе (только не после еды), рисование, лепка стоя за конторкой, мольбертом.

         (Может быть кому-то покажется излишней такая детализация при изложении принципиальной концепции, но мне так не кажется. Такие, казалось бы, мелочи поведения, усвоенные с раннего детства могут многих людей уберечь от развития  опасных заболеваний).

         2-й малышовый этап - от 3-х до 6-и лет.

Лучше если часть времени ребёнок будет проводить со сверстниками (правильно организованный детский сад).

ИПЗ. Режим дня и сна. Стулья использовать только во время еды, контроль осанки (приподнятый подбородок, развёрнутые плечи, прогиб в пояснице). При вынужденной сидячей позе (напр. занятие фортепьяно, виолончелью и пр.) перерывы каждые 15-20 минут для физической разминки.

Выявление и развитие наклонностей и способностей в творчестве и спорте.

Начала этики отношений и поведения.

С 5-и до 6-и лет первая стадия Образовательной программы: овладение навыками чтения и письма (следует выявлять и поощрять более раннее овладение этими навыками); развивающие (!) компьютерные игры, иностранный язык.

                  1-й подростковый этап - с 6-и до 9-и лет.

ИПЗ. Начальное образование - вторая стадия Образовательной программы – начало дистанционного обучения: подготовка, овладение компьютером, основы работы по программе индивидуального обучения с независимой скоростью овладения знаниями, развитие понятийного аппарата (приоритет понимания перед заучиванием).

Занятия в спортивных секциях, индивидуальные и коллективные занятия творчеством, умение правильной организации занятий.

Контроль осанки, воспитание самоконтроля, внимания к развитию своего тела.

         2-й подростковый этап с 9-и до 14-и лет

ИПЗ. Третья стадия Образовательной программы – индивидуально дистанционное обучение с независимой скоростью освоения и осмысления информации.

Внимание к началу пубертатного периода, половое воспитание.

Спорт (приоритет командных видов, волевые навыки, командный дух). Творчество (участие в творческих коллективах, студиях, индивидуальное творчество).

Выполнение определённых домашних обязанностей, внимание к семейным ценностям, генеалогии.

         Юношеский этап - с 14-и до 17-и лет.

ИПЗ. Четвёртая стадия Образовательной программы – завершение среднего образования. Дистанционное обучение позволяет завершить среднее образование и приступить к следующему этапу раньше указанного срока.

С 15 лет ознакомление с производством, с 16 лет производственная практика, несколько часов в день на реальном производстве.

         Завершающий этап – выбор (17 - 20-лет)

ИПЗ. Варианты выбора известны: завершение профобучения и работа на производстве по выбранной специальности, или продолжение образования в ВУЗе.

         Я думаю, что к концу этого этапа личность человека, его жизненные ориентиры, его кредо можно считать сформированными.

 

         Таким мне представляется комплексный процесс становления личности, включающий развитие (все его ипостаси, включая физическое, базирующееся на сохранении здоровья), воспитание с приоритетом разумных потребностей и образование.

         Жизнеустройство

         Весь этот комплекс является составной частью оптимальной системы жизнеустройства.

         К сожалению, сложившиеся в настоящее время способы жизнеустройства (городской, сельский) со всеми их негативами не обеспечивают оптимальных условий для реализации концепции становления личности. Это несколько снижает предполагаемый эффект, но не исключает возможности реализации концепции и в настоящих условиях. Просто эффект будет ниже, чем мог бы быть в условиях корпоративно-общинного жизнеустройства.

         Именно этот способ жизнеустройства в форме корпорины я считаю оптимальным для предлагаемой концепции. Собственно, она и разрабатывалась для корпорины, которая обеспечивает возможность простым семьям, объединившись в общину и владея средствами производства, создать для себя своим собственным трудом достойный уровень жизни.

         Структурно корпорина представляет собой производственно – социальный комплекс, в котором семьи учреждают предприятия малого бизнеса, объединённые в корпорацию и создают полную социальную инфраструктуру.

         Отличительной особенностью такого способа жизнеустройства, как капиталистической формации, является решающая роль семьи и в вопросах производства, и в общественной жизни.

 

         Основные положения концепции.

         Комплексная программа развития, воспитания, образования реализуется на всех этапах с участием всех институтов общества: семьи, государства, образовательных, научных, общественных организаций и пр.

         Для каждого этапа должны быть определены приоритеты реализации программы с учётом конкретных условий.

         В качестве соисполнителей к реализации программы необходимо привлечь ВУЗы (подготовка кадров), творческие организации, учреждения культуры и др.

          Одна из основных задач - сохранение системного мироощущения, характерного для маленького ребёнка и успешно подавляемого современной «системой» образования и воспитания.

         Образовательная программа, как составная часть комплексной программы – это система дистанционного компьютерного обучения с независимым темпом освоения учебно-практического материала.

Методика обучения базируется на использовании лекционных материалов на носителях, учебных и познавательных фильмов, семинаров в форме on-lineконференций, индивидуальных консультаций с педагогом по скайпу, поиска информации в Интернете, а, также, печатных книг и учебников.

         Программы каждой стадии обучения по каждому предмету делятся на разделы и подразделы. По завершении изучения подраздела учащийся выполняет контрольную работу и отправляет её по электронной почте педагогу. Педагог принимает решение о зачёте работы и переходу к следующему подразделу. По завершении изучения раздела учащийся сдаёт тест-экзамен по скайпу. Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы педагог смог оценить понимание учеником сути процесса или явления, объём знаний и самостоятельность выполнения контрольных работ. Содержание экзамена сохраняется на носителях у педагога и ученика.

         Дистанционное обучение осуществляется с учётом индивидуальных особенностей и способностей учащегося. Тем самым ликвидируется один из основных, на мой взгляд, недостатков существующей системы образования - усреднение личности. Сейчас школа представляется мне неким «прокрустовым ложем», которое за 10 лет вполне успевает осуществить стандартизацию молодых людей.

         Мои оппоненты – защитники классной (в смысле групповой) системы считают, что слабые ученики тянутся за сильными и улучшают результаты учёбы. Мне же представляется, что отрицательный пример двоечников, разгильдяев может быть ещё более заразительным.

         Другие оппоненты, основываясь на современной школьной практике, утверждают, что у детей отсутствует мотивация для добросовестной учёбы. Поэтому необходимо, чтобы учитель ежедневно и ежечасно, «всеми правдами и неправдами» восполнял этот дефицит.

         Я же убеждён, что у ребёнка с младенчества воспитанного в семье в атмосфере любви, доброжелательства, честности и открытости, нет недостатка в мотивации хорошо учиться. Она определяется, по меньшей мере, двумя факторами: во-первых, желанием порадовать своих близких успехами в учёбе и нежеланием огорчить их своими промахами и, во-вторых, интересом к познанию нового. Это стремление к творческому освоению внешнего мира заложено у маленького «почемучки» в генах. Обычно мы успешно справляемся с этим явлением, отделываясь отговорками, отмахиваясь от сложных вопросов, не умея или не желая их объяснять. Тем самым, мы в корне подавляем мощный стимул познания у наших детей, а потом удивляемся, почему у школьников отсутствует мотивация к учёбе.

         Школа. Как следует из краткого описания концепции в ней не находится места для современной общеобразовательной школы.

Новая школа с реальным штатом педагогов перемещается в виртуальное пространство. Виртуальная школа имеет штат специально подготовленных педагогов, методистов и руководителя, который принимает решения в спорных ситуациях.

         Помещения, занимаемые сейчас школами должны быть превращены в Центры Творчества и Спорта (ЦТС) или «цетисы». Цетис, оборудованный спортзалом, плавательным бассейном, комплексом спортплощадок, творческими студиями, лингафонными кабинетами и т. д. становится основным местом проведения досуга детей и молодёжи.

         Цетисам предстоит решение значительной части задач этико-эстетического и физического воспитания и творческого развития детей. Для этой работы нужны специально подготовленные специалисты: педагоги творческих специальностей, руководители студий и секций, тренеры, организаторы выставок, конкурсов, дискотек, психологи. Их подготовка в педагогических ВУЗах – часть Комплексной программы.

         Цетисы должны выполнить ещё одну важную функцию - функцию адаптации ребёнка в обществе. В современной школе  ребёнку с первых дней  приходится решать две разноплановые проблемы: целевую - учёба и адаптивную – общение (новые люди, новые функции, новые условия, иерархические понятия и т. д.). Такое совмещение не способствует успешному решению каждой из проблем. Эффективность учёбы неизбежно снижается, а неуправляемый процесс адаптации иногда приобретает нездоровые формы с неблагоприятными последствиями для личности ребёнка (стрессы, нередко приводящие к неврозам, развитие комплексов и пр.). Я полагаю, что в цетисах могут быть созданы оптимальные условия для адаптации ребёнка в обществе. В атмосфере творческой активности, спортивного соперничества, общности интересов этот процесс пройдёт естественно и без осложнений, тем более, что цетис ребёнок может посещать с раннего возраста – с трёх–пяти лет.

         Цетисы должны в полной мере использовать огромный культурологический потенциал музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, которые должны быть соисполнителями Комплексной программы.

         Необходимо предусмотреть и регламентировать активное участие в  работе цетисов общественности:  попечительских советов, общественных и родительских комитетов.

         Школа семьи

         Успех реализации данной концепции (как, впрочем, любой другой концепции такого рода) во многом зависит от семьи. Необходимо учитывать, что многие современные семьи не способны, по разным причинам, правильно выполнять воспитательные функции. То есть, их самих нужно воспитывать. Помощь в этом вопросе должны оказывать персонал цетисов и общественность. Лучше всего это может быть организовано в условиях корпоративно-общественного жизнеустройства. Должна быть разработана программа «Школа семьи» как составная часть Комплексной программы.

         Профобразование

         Кадры – ключевая проблема модернизации производства. Существующая система профобразования, к сожалению, не очень эффективно помогает решению этой проблемы. Становится правилом, когда молодой специалист, получивший профессиональное образование не попадает на производство и вынужден искать другую работу. Скорее всего, он сможет её получить в сфере услуг. Почему он не попадает на производство? Оказывается, бизнесу нужен специалист со стажем работы не менее трёх лет. Такого стажа у молодого специалиста нет. Бизнес находит среди иммигрантов работника, который за меньшие деньги будет больше работать. В результате все остаются в проигрыше. Молодой специалист теряет годы учёбы и вынужден начинать свою карьеру с нуля. Бизнес, выбравший дешёвый, но не перспективный вариант рискует остаться без специалистов. Иммигрант вынужден соглашаться на работу в кабальных условиях. Больше всех проигрывает государство: во-первых, деньги на образование молодого специалиста потрачены впустую, во-вторых, модернизация производства попадает в зависимость от нестационарного процесса миграции.

         Вариант решения проблемы предусмотрен Комплексной программой и может быть реализован в системе корпорины.

Уже с 15 лет в процессе ознакомления с производством молодой человек находится в поле зрения кадровой структуры Корпорации малого и среднего бизнеса (КМСБ). Выявляются его способности, склонности и предпочтения.

         Завершение образования в течении 2-3 лет. Обучение целевое. Предприятие «ведёт» будущего специалиста, формирует его интерес к будущей специальности, направляет ученика в выбранное учебное заведение, а после завершения обучения предоставляет ему работу.

         В первые годы реализации проекта «Корпорина» используется существующая система государственных и частных технических училищ и колледжей, а также специальные школы, создаваемые корпорациями. Со временем в системе корпорины создаётся собственная сеть профобразования.

         После завершения профессионального обучения молодой специалист может быть направлен одним из предприятий КМСБ в ВУЗ для получения высшего образования и последующей работы на этом предприятии.

         ВУЗ.

         Учитывая, что, благодаря  действию Комплексной программы, в ВУЗ придёт человек с навыками самостоятельной работы, активного поиска, анализа и усвоения информации, считаю целесообразным вместить всю теоретическую часть учёбы в первые три года. Учёба осуществляется по схеме Образовательной программы (система контрольных работ, семинаров и т. д.). После зачётов всех работ по всем предметам курса студент приглашается на лекционно-экзаменационную сессию. В ходе сессии студент проходит и практикум в условиях максимально приближенных к условиям будущей работы. В течении календарного года проводится до шести сессий. Таким образом, студент со способностями выше среднего уровня и трудолюбием может завершить образование значительно раньше установленного срока.

         В оставшиеся 2 – 3 года студент совмещает углубление знаний по своей специальности с оплачиваемой работой (пол дня), на реальном производстве или в офисе, медучреждении, цетисе и т. д. – там, где ему предстоит работать после окончания ВУЗа.

         Резюме

         Помимо формирования гармонично развитой личности, обладающей физическим и духовным здоровьем, волевыми качествами, способностью к самоорганизации, сознающей приоритет семейных ценностей, предлагаемая концепция поможет в решении целого ряда проблем общества. Это, прежде всего, проблемы молодёжи, а также здравоохранения, демографии, модернизации производства и др.

         Такой мне представляется в кратком изложении концепция становления личности.