Оптиматика

Опережающая публикация глав из книги «Введение в оптиматику»

Введение во «Введение . . . »

Вернёмся к слову. Слово «оптиматика», конечно, происходит от латинского optimus - наилучший, так же как и другие известные слова, например, «оптимизм» - представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро. (Не будем пока углубляться в тонкости учения Г.В. Лейбница, который может претендовать на звание самого большого оптимиста, но в дальнейшем нам придется вернуться к его тезису о нашем мире, созданном как наилучший из всех возможных миров).

Известно прилагательное «оптимальный» как наилучший или наиболее соответствующий определенным условиям и задачам, употребляемое в сочетании со словами «планирование», «управление», «программирование», и пр.

Ближе всего к понятию «оптиматика» слово «оптимизация», означающее процесс выбора наилучшего варианта из возможных.

Оптимизацию можно представить как метод особой сферы человеческой деятельности, направленной непосредственно и исключительно на улучшение жизни человека. Эту особую сферу или область деятельности человека я и предлагаю обозначить словом «оптиматика».

Зачем это нужно и нужно ли вообще?

Думаю, что нужно и, прежде всего, потому, что человек, будучи частью сложной системы, всё больше и больше теряет системное мироощущение, все больше противопоставляет себя природе. Жизнь на Земле это ведь не просто «форма существования белковых тел». И так всё было очень сложно на этой планете в системе живой и неживой природы, а тут ещё недавно появилась разумная компонента и, не успев ещё, как следует, осмыслить своё место в этой системе, начала активно вмешиваться в порядок вещей, стремясь любой ценой извлечь для себя максимум пользы. В этой фразе два ключевых момента: «любой ценой» и «максимум пользы для себя». Думаю, что в этом ключ к пониманию всей деятельности Homo sapiens и той ситуации, к которой эта деятельность привела сегодня..

Поэтому в разделе «Оптиматика и личность» придется уделить особое внимание проблеме потребностей разумных и неразумных, а также, связанных с этим воспитанию, поведению и др.

Почему «категорический императив» Канта так и остался благим пожеланием?

Возможно ли, вообще, создание такой системы воспитания, которая приближала бы нас к кантовским представлениям?

На эти вопросы должна ответить оптиматика.

Она же должна помочь людям разобраться, насколько позволит уровень знаний, в проблемах личного здоровья, проводя в жизнь идею: «Здоровье - от ума»

Поскольку человек не может существовать в одиночку в силу физиологических, психологических и экономических причин, он реализуется и действует в создаваемых им структурах. Главной структурой является семья и в соответствующем разделе книги семья рассматривается как оптимальный способ существования вида H.sapiens.

Семья тоже не может существовать изолировано - она должна взаимодействовать с другими семьями. Множество семей объединяются, чтобы совместно выживать и процветать, а другие семьи размежевываются, не поделив каких-то благ, и образуют враждующие объединения. Вся эта деятельность должна как-то регулироваться, управляться, иначе наступит хаос. Так создаются государства, так возникают проблемы власти, политики.

Кстати о власти - стремление к власти - это разумная или неразумная потребность человека?

Люди, создающие семьи, семьи - ячейки государства, государства, как структурные единицы, формируют глобальную структуру - человеческое общество во всём его многообразии, великолепии и безобразии.

Почему эта структура не устраивает большую часть существующих в ней и создающих её людей?

Действительно ли она не является оптимальной или, в принципе, невозможно угодить на всех людей с их непомерными потребностями?

Возможно ли и, если - да, то, как гармонизировать человеческое общество?

Если кто-нибудь и способен ответить на все эти вопросы (или, по крайней мере, определить пути к их решению), то это - оптиматика. Именно оптиматика, потому что её главный инструмент - системный подход к решению любой проблемы на основе максимума информации (возможного в конкретных условиях) и выбора лимитирующего фактора, а главный закон - закон лестницы: преодолевая ступень за ступенью, один лимитирующий фактор за другим - вверх - от выживания к процветанию.

Получилось слишком пафосно. Чтобы немного приземлиться, попробуем на житейском примере познакомиться с основными принципами оптиматики.

Перед Вами стоит простая задача: закупить продукты на неделю. Каждый раз, решая эту задачу, Вы, не отдавая себе в этом отчет ( а может быть и сознательно) решаете системную задачу. Планируя эту операцию, Вы учитываете множество факторов. Чтобы выбрать куда отправиться: в близлежащий магазин, в супермаркет, до которого нужно ещё добираться, или на оптовый рынок, который находится на окраине, городской житель осуществляет то, что ученые назвали бы «многофакторным планированием». Вы используете ту информацию, которой располагаете: уровень цен на продукты, ассортимент, качество продуктов, время и усилия, которые нужно потратить на эту операцию. Наконец, на Ваш выбор оказывают влияние субъективные факторы: настроение, состояние здоровья, (например: обычно Вы отовариваетесь на рынке, но как раз вчера Вам вручили премию и Вы решили («в конце концов, могу я себе позволить . . . «) отправиться в супермаркет; или : Вы сегодня себя не очень хорошо чувствуете и ехать куда-то Вам совсем не хочется (ну, подумаешь - там на 10 - 15% дешевле, а ехать-то куда). Более обстоятельные люди, не позволяющие себе поддаваться настроению, выбирают оптимальное решение на основе объективных факторов. Для некоторых решающим фактором является уровень цен (а что делать, если зарплату не выдают уже 2 месяца, или, если квартплата и лекарства «съедают» больше половины пенсии?). Для другой категории людей решающим фактором является качество продуктов (слава богу, муж теперь хорошо зарабатывает и мы можем себе позволить не рисковать здоровьем).

Вот этот фактор (один из многих), который оказываетcя самым важным на конкретном этапе процесса, называется «лимитирующим фактором». Limes (лат.) - граница, предел, а «лимитирующий фактор» - причина ограничения действия, развития процесса на данном этапе.

Очень важно не ошибиться в определении лимитирующего фактора (действительно ли для меня сейчас (!) самое главное цена, или я могу «ужаться» и не рисковать отравиться некачественным продуктом). Важно, также, оценить степень риска, связанного с неправильным выбором лимитирующего фактора. В процессе решения задачи лимитирующий фактор меняется. Вы, всё-таки, решили ехать на оптовый рынок (с деньгами плохо, надо выбирать что по дешевле) - лимитирующий фактор - цены. Но, попав на рынок и увидев большое количество продуктов примерно по одинаковой цене, Вы начинаете выбирать то, что по Вашему мнению (то есть, на основе имеющейся у Вас информации) более качественно. На этом этапе решения задачи лимитирующий фактор меняется.

Для такого простого процесса хватило трёх ступенек, чтобы прийти к оптимальному решению. В более сложных случаях этих ступенек много, но схема всегда одна и та же. И будь то проблема личного здоровья или воспитания ребёнка, проблема запуска космического корабля или производства макарон, проблема борьбы с терроризмом или устойчивого развития государства - схема всегда одна: преодолевая один лимитирующий фактор за другим, переходя со ступеньки на ступеньку продвигаться к решению проблемы. Успех будет определяться тем, насколько правильно определен лимитирующий фактор на каждом этапе, а правильность, его выбора определяется количеством информации о процессе, её качеством, то есть, достоверностью, и способностью анализировать информацию. Поэтому оптиматика должна быть неразрывно связана с информатикой. Больше того, информатика может рассматриваться как составная часть оптиматики в решении задач улучшения жизни человека.

Разумеется, этот трактат не может дать ответы на все вопросы. Он - только призыв посмотреть на нашу жизнь системным взглядом. Мне самому хотелось бы понять: что к чему в этой нашей жизни. Говорят, чтобы что то понять нужно попытаться объяснить это другому. Вот я и пытаюсь понять. Давайте попробуем вместе.