Поселение

Научно-утопическое приложение

к книге «Введение в оптиматику»

 

Город? Деревня?

Селитебно-производственная концепция

Недавно я услышал об одной теории американских экологов. Если коротко - суть её заключается в том, что большое количество небольших домов дают больше выбросов в окружающую среду, чем небольшое количество больших домов при одинаковом количестве жителей. Логическое продолжение этой теории: малые предприятия наносят больше вреда, чем крупные. Вывод понятен: да здравствуют  мегаполисы, да здравствует крупный бизнес, да здравствует глобализм !

         На мой взгляд эта теория типичный пример того как несистемный подход к проблеме приводит к принципиально неправильному выводу. Авторы этой теории как, впрочем, и авторы многих других теорий элементарно не считаются с той системой, частью которой они (и все остальное человечество) являются.

Эта система называется природой и уж, коль скоро, мы считаемся разумным элементом этой системы, хорошо бы попытаться её понять. Больше всего страдает от деятельности своего, как бы, разумного дитяти биологическая составляющая природы.. Но природа не беззащитна, она обладает иммунитетом, степень которого тем выше, чем выше биологическая активность природной системы. Максимальным иммунитетом на земле обладают сельва и теплый океан, минимальным - биологическая часть природы в зонах тундры, пустынь, высокогорья, полярных областей.

         Для каждой природной зоны должна существовать предельно допустимая  концентрация вреда (ПДКВ), выше которой любая вредность приводит к необратимым последствиям. Если принять эту концепцию за основу

(а мне она представляется логичной), то можно сделать следующий вывод: риск нанесения природной системе необратимого вреда в данном конкретном месте  тем меньше, чем меньше концентрация вреда, то есть количества вреда на единицу поверхности. Поэтому много маленьких домов на большой территории создают  значительно меньшую концентрацию вреда, чем  несколько больших домов, размещенных на небольшом пространстве.

А чем меньше концентрация вреда, тем больше шансов у природной системы преодолеть этот вред за счет собственного иммунитета.

         Разумеется, это только качественная картина явления, у нас нет пока данных по величинам ПДКВ (существующая система предельно допустимых концентраций (ПДК)  для разных производств - не в счет, так как не ориентирована на природный иммунитет). Тем не менее, если руководствоваться принципом минимизации риска, следует отдавать предпочтение рассредоточению жилья и производства.

        

         Я позволил себе эту преамбулу прежде чем перейти к изложению концепции альтернативного жизнеустроительства. Это, несколько, неуклюжее слово я использовал для того, чтобы сразу отмежеваться от  понятий «градостроительство» и «сельское строительство». А если и не город и не деревня? - вернее, и город и деревня?

Если соединить все положительное что есть в этих, якобы противоречивых, укладах и исключить негативы?

         Вот такую попытку оптимизации системы устройства жизни я и хочу представить Вашему вниманию.

         Вначале нужно сформулировать граничные условия оптимизации.

Первая задача: уйти от скученности жилья, от этих многоэтажных клеток, снять, тем самым, огромную психологическую нагрузку, под которой находится каждый житель мегаполиса (вне зависимости от того сознаёт он это или нет), приблизить человека к земле, дать возможность каждой семье «свить своё родовое гнездо». Да, но каждое такое «гнездо» должно иметь полную систему жизнеобеспечения, по крайней мере, такую, какую имеют современные горожане. Представляете: множество небольших домов и к каждому подведены коммуникации :энергия, вода, канализация.

         Поэтому следующее граничное условие: максимальное упрощение и иной принцип организации коммуникаций.

         Далее - производство. Для того, чтобы жить люди должны работать - аксиома. Вы можете себе представить: огромный завод и вокруг скопление маленьких домов - экологический триллер! А вот соседство небольших домов с небольшими производствами, вооруженными экологически безопасными мини технологиями представляется вполне реалистичным.

         Следующее граничное условие: время, которое нужно человеку, что бы он пешком (!) или, в крайнем случае, на велосипеде мог преодолеть расстояние от своего дома до:

n  места работы,

n  нетронутой природы,

n  торгового центра,

n  культурно-спортивного центра.

В моем представлении это время не должно превышать 20 - 30 минут.

         Если принять во внимание все эти граничные условия, то вырисовывается  структура ленточного типа - поселения, вытянутого в одну ленту вдоль пучка коммуникаций. В этот пучок входят, прежде всего, дороги - железная и автомобильная, газопровод и оптико-волоконный кабель. О том почему в этом пучке нет ЛЭП и о том, какие ещё магистрали должны быть в нём поговорим позднее. А пока  выберем из существующих магистралей одну, которая определит направление развития нашего города.

         Пусть это будет дорога.  По одну сторону автомагистрали, вдоль неё тянется промышленная зона. Здесь размещаются предприятия малого бизнеса, склады, энергостанции, гаражи. С другой стороны  вдоль дороги полосами шириной около 200 м располагаются  застроенные небоскрёбами, административно - деловая зона, затем зона торговли и сервиса, за которой начинается  жилой поселок или, если угодно, жилой микрорайон, состоящий из индивидуальных домов на одну семью каждый  с земельным участком не менее 0,1 га. По моим расчетам оптимальным является микрорайон на 8000 домов, в котором будут жить и добра наживать около 30 тысяч человек.

Геометрия  участка, примерно 2 на 4 км, причем длинная сторона - вдоль дороги. Планировка микрорайона - самая рациональная - как в Санкт-Петербурге или в Нью-Йорке. Я, правда, в Нью-Йорке не бывал, но помню, что писал  Маяковский : «с юга на север идут авеню, с востока на запад - стриты». Да что далеко ходить - так распланированы казачьи станицы.  Определенная монотонность планировки компенсируется  разнообразием архитектуры частных домовладений и озеленением. Поэтому представители модного направления - видеоэкологии не должны быть в претензии.

         За жилым микрорайоном располагается спортивно - рекреационная зона, плавно переходящая в лесопарк, природный или искусственный в безлесных зонах.

         Весь участок шириной ок. 3 - 4 км и длиной ок. 4 км  представляет собой  модуль ленточного поселения, которое развивается путем пристраивания одного модуля к другому вдоль магистрали (как бусины на нитке).

         По другую сторону промзоны проходят магистрали регионального или федерального значения - железная дорога, газопровод и скоростная  пассажирская трасса.

С железной дорогой всё понятно - здесь ей придется выполнять, в основном, функции доставки грузов.

         Газопровод - это тоже понятно, но в данной концепции ему отводится несколько необычная роль. Помимо непосредственно газоснабжения он должен обеспечить поселение ещё и электричеством и теплом. Новые технологии позволяют это сделать, причем эффективность использования природного газа повышается почти в два раза. Газопровод становится, таким образом , основной энергомагистралью, но в жилые дома поселения он не попадет. Действительно, только безрассудная цивилизация могла отдать в руки миллиардов неподготовленных, а, часто, и психически неуравновешенных людей такой опасный  материал как газ.

В нашем поселении такого не будет. В жилые дома будет поступать только электричество и тепло.

         Отдельно стоит остановиться на скоростной пассажирской магистрали. Если поперек ленту можно пройти менее чем за 1 час пешком, то вдоль поселения, которое может растянуться на сотни километров, нужно передвигаться со скоростью не менее. 400 км в час, чтобы везде поспеть. Здесь тоже не обойтись без новых технологий. В данной концепции ставка сделана на летательные машины, использующие экранный эффект: экранопланы, экранолёты и аппараты на воздушной подушке. Уровень разработок в этой области в России позволяет уже сейчас проектировать скоростные грузо-контейнерные и пассажирские трассы, причем стоимость проезда в этом новом виде транспорта не превысит стоимость проезда в междугородном автобусе. В настоящее время не существует никаких принципиальных проблем, которые могли бы помешать всемерному развитию этого вида транспорта, превосходящего все известные транспортные средства по сумме показателей. Не существует никаких препятствий к тому, чтобы  мы с Вами могли уже сейчас перемещаться в пространстве со скоростью ок. 400 км в час на высоте 1 метра над землёй или водой (акцентирую – без дороги!). Никаких препятствий! Кроме одного - отсутствия системного подхода к решению проблемы у чиновников высшего уровня.

         Решив проблему коммуникаций, подходим к самому важному аспекту данной концепции, к ответу на вопросы: Как наилучшим образом организовать жизнь и деятельность людей в этом городе - деревне? Как и кем он будет управляться? Как он впишется в окружающую социальную, экономическую, наконец, политическую среду? Ответ на все эти вопросы один - система  защищенного малого бизнеса, как основа концепции корпоративно-общинного жизнеустройства. Существо концепции, ключевым понятием которой является «корпорина» описано на предыдущих страницах.

         Чтобы  привязать эту концепцию к реальным условиям попробуем опустить её на землю. Ну, например, представим себе ленточное поселение, связывающее Москву и Санкт-Петербург.

В таком поселении может быть 100 -120 корпорин и 3 - 3,5 млн. жителей. В каждой корпорине будет, примерно, 15000 рабочих мест на 300 предприятиях. Таким образом, во всем поселении будет действовать минимум 30 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, которыми будут владеть и, на которых будут работать до 1,5 млн. человек.

Чем же они, конкретно, будут заниматься? - спрашиваете Вы.

На этот вопрос у меня есть совершенно конкретный ответ. Для них подготовлено почти 800 мини технологий разного профиля, отобранных из огромного и, по большей части, невостребованного российского интеллектуального капитала по следующим критериям: минимизация капитальных затрат, высокая экономическая эффективность и экологическая безопасность. Среди этих технологий есть уникальные, обеспечивающие до 1000% прибыли на вложенный капитал.

Основные направления: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, сборочные производства различной техники, производство строительных материалов и строительство, переработка и утилизация промышленных и бытовых отходов, миниэкоэнергетика.

         При этом, только 15 - 20% общего объема деятельности  будет направлено на амортизацию системы. Всё остальное - то за счет чего поселение будет развиваться, а его владельцы-жители богатеть, превращаясь в представителей того самого среднего класса, - это продукция на реализацию, в том числе и на экспорт.

Так мне представляется ленточное поселение - территория защищенного социально мотивированного малого бизнеса.

Ну, а  кто же они эти жители - работники - владельцы этого замечательного поселения, будущие представители среднего класса.? Думаю, что, прежде всего, лента должна быть заселена людьми, которые в силу тех или иных причин попали в число обездоленных: демобилизованные военные, перемещенные лица, безработные, молодые люди - «выпускники» детских домов, интернатов и др. Все эти люди, их семьи получат возможность в этом поселении создать для себя достойный уровень жизни.

         А  лента, тем временем, постепенно продвигается вдоль Николаевской железной дороги. На своем пути лента со всеми своими перерабатывающими технологиями сама придет к природным ресурсам и будет их осваивать на научной основе.  Самый простой пример: проходя через леса Тверской, Новгородской областей лента будет производить быстрозамороженные дикоросы - бруснику, клюкву, грибы и пр. по уникальной российской технологии, способной обеспечить первоклассным продуктом, по крайней мере, всю Европу. Другие предприятия, наряду с производством готовых изделий из дерева, выпустят на рынок ценные товары и материалы, сделанные из отходов лесопереработки: коры, опилок и пр.

На пути прохождения ленточного поселения исчезнут все свалки, полигоны отходов, отвалы и пр., а все их содержимое превратится в энергию и ценные вторичные материалы.

         Особую прелесть придадут ленте островки нетронутой природы, водоемы, памятники архитектуры, маленькие городки и деревни, которые встретятся на его пути.

         При всем, при том, на реализацию всего этого проекта не нужно никаких денег. Да - да, мой удивленный читатель, - никаких специальных денег, кроме тех, которые так и так тратятся на создание жилья, развитие производства, создание рабочих мест, производство энергии и т. д. Просто этот системный проект позволит использовать эти средства эффективнее. Значительно эффективнее!

         Вопрос: почему я назвал это приложение научно-утопическим?  Ну, научное - потому что в основе лежат hi-tech и системный подход, а утопическое - не потому, что «не нужно денег», а потому, что «кто же их даст?». Если лоббисты, посредники и прочие распиловшики заберут половину, то проект становиться очень дорогим, а если без них, то никто и не подумает раскошелиться.

                 

Описание концепции ленточного поселения содержится в статье «Оптимизированный оптимизм», опубликованной в журнале «Техника – молодёжи» № 890, ноябрь 2007 г., стр. 46 – 49.